Доверяем ножницы

4Да-да!!! Даем их ребенку тогда, когда он ими заинтересовался. Рассуждения типа: «Все таки еще рановато Резать он еще не умеет, а поранится точно» — сразу отметаем. Ребенок активно познает мир и сам решит — рано ему или поздно. Тем более, что он уже видел, как Вы стрижете ноготочки на детских пальчиках, как управляетесь ножницами на кухне или вырезаете детали будущей аппликации. Рано или поздно приходит время, когда хочет попробовать сам испытать этот необычный инструмент.

Не буду настаивать на возрасте, в котором целесообразно начинать давать ножницы. Но по каждому дам рекомендации, которые помогут Вам в этом вопросе.

Если ребенку примерно 1 год, то, дайте ему ножницы по первой просьбе. В Вашем присутствии он покрутит ими, может попытается порезать предложенный Вами лист бумаги и разочаруется в этом инструменте. Поймет, что ему еще рано.  А вообще, учить ребенка пользоваться ножницами можно начинать и с 1 годика, по крайней мере, я так и сделала. Купите ребенку ножницы с закругленными концами, удобные для детской ручки. Есть хорошие, детские с толстыми металлическими лезвиями (без пластмасовых накладок) или пластмассовые (режут исключительно бумагу). Помните, что есть специальные ножницы для левшей! Вы вкладываете пальчики ребенка в кольца ножниц, а его ручку в свою. Сначала в воздухе сделайте резательные движения, а потом вместе поразрезайте газету или бумагу. Тут важен процесс, а не результат. Ребенку интересно и не опасно. Потом, года в 1,5, держите только бумагу, а ребенок держит ножницы и режет как будто сам. Пусть даже держит ножницы двумя руками. Главное – САМ. Восторга не будет предела.

 Если будете запрещать, то однажды он все равно втихую доберется до них и тогда неприятных сюрпризов вроде остриженных волос или порезанных вещей не избежать. Если ребенку нравится резать бумагу — пускай режет. Пусть ненужные газеты или другая бумага будут в доступности. Пусть просто кромсает, так сказать, входит во вкус.  Затем дайте задание: отрезать кусочки от узких полосок бумаги, так, чтобы кусочек отрезался одним движением. В таком случае ребенок сразу видит результат своего действия. Пусть это будет корм козочке, корове или снежок, или дождик (в зависимости от цвета бумаги). А можно сделать аппликацию по типу мозаики.

В 2 года перед началом работы поговорите с ребенком. Сначала спросите, а потом расскажите, для чего нужны ножницы. Покажите, что маленькое колечко предназначено для большого пальца, а удлиненное колечко для указательного и среднего. Если ножницы имеют одинаковые колечки, то в них вставляются большой и средний палец, а указательный ложится  так, как ему удобно. В начале дочка брала лист ненужной бумаги А4 и делала хаотичные надрезы по периметру. Позднее я стала давать иллюстрации из старых газет и журналов.3

Теперь доча (ей 2,7года) сама берет ножницы (они в свободном доступе). Вырезает то деньги, то билеты, то непонятные фигуры, которые становятся похожими на разных животных. Этим делом занята минут на 30. Из кусочков бумаги можем делать аппликации по принципу мозаики.  1

В 3 года ребенок уже уверенно держит ножницы, даже может вырезать что-то по контуру, хоть и не всегда ровно, но старается это сделать качественно. Поначалу ровно по линиям вырезать очень сложно. Поэтому некоторые дети как будто “отрезают лишнее», пока не остаётся только сама фигурка.  Если ребенок устал, не надо его заставлять доделать работу (довырезать). Лучше вырежьте картинку сами, медленно демонстрируя, как следует работать с ножницами.

Ко мне на занятия приходили дети, которые и в 4 и в 5 лет не умели держать ножницы в руках. Вырезать не хотели, не любили и боялись. Родители до школы не собирались им доверять ножницы. В таком случае, начинаем с самого начала: ребенок как может , так и раздвигает лезвия ножниц, а мы держи бумагу и поворачиваем ее  в нужном направлении. Главное – мотивировать результатом и дать почувствовать ребенку радость от вырезания.

Не забывайте озвучивать правила:

- пользуемся ножницами только сидя за столом. С ножницами в руках не ходить и не бегать;

- после себя убрать бумажки в мусорное ведро, а ножницы положить на место;

-передавать ножницы кольцами вперед, держа за лезвия;

- использовать ножницы по назначению, не резать ничего кроме бумаги (а то увидите и своего ребенка без челки, и кошку без усов).

Полагаю, что не стоит говорить о том, что все паспорта, документы и другие важные бумаги стоит хранить подальше от ребенка и его ножниц.

2Постепенно, малыш сам будет помогать вам придумывать сюжеты для аппликаций. Такая работа развивает творчество, а  умение работать с ножницами – развивает моторику пальчиков и координацию.

Со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Этим он будет очень горд, поскольку родители доверяют ему пользоваться такими взрослыми вещами.

 А когда Вы стали давать ножницы и что стали вырезать? 

 

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Другие статьи в этой рубрике:

4 комментария к записи “Доверяем ножницы”

  1. Елена, статья нам оказалась очень актуальной! как раз на днях дочь заинтересовали ножницы, я дала (тоже придерживаюсь принципа: пусть все исследует, только под пристальным вниманием и с помощью, если она нужна). Только у меня были сомнения, правильно ли я держу ее ручки. Статья мне помогла разобраться как лучше сделать. Спасибо!

    • Ирина, я вообще придерживаюсь принципа, что можно ребенку давать все, но под присмотром. У меня дочка всегда спрашивает разрешение, чтоб поиграть спичками или взять папин инструмент. Она при мне поиграет пару минут и уберет на место. Если я буду запрещать, то она все равно захочет это взять, но тайком от меня. Пусть лучше удовлетворит свое любопытство сразу, под моим контролем и с моими объяснениями. Таким образом, и отношения наши становятся доверительнее, и ее жизненный опыт растет))) А как у Вас?

  2. Елена, очень полезная и правильная статья, прямо добавить и нечего! Моя дочка заинтересовалась ножницами где-то в годик, когда мы ногти подрезали. С удовольствием сначала подбирала обрезки ногтей, а потом пыталась сама схватиться за ножницы. Пришлось показать как ими пользоваться. Начинать удобнее резать картон, он легче режется. Моей сначала было непонятно как держать и что делать, тогда я просунула свои пальцы вместе с ее пальчиками в отверстия для ножниц и мы вместе очень славно сделали первые разрезы. После чего ребенок очень быстро сообразил что и как надо делать и моя помощь нужна была только чтобы подержать картон, т.к. одновременно держать и резать еще не получалось. Сейчас ей год и восемь, она уже самостоятельно режет картон. Бумагу тоже режет, но получается хуже, чуть-чуть разрежет, а потом разрывает). Будем делать мозаичные аппликации, нам очень понравились.

Присоединяйтесь к обсуждению!

Подписаться, не комментируя